Заглавная
Учреждения
Новости
Галерея
Карта сайта
Мы рады приветствовать вас на сайте, который рассказывает о
культурных учреждениях города Ишима.
 
События
Дата события: 01.06.2014
"Зори Тюмени" и ансамбль "Санрайз" в Ишиме. Подробнее...
Дата события: 25.05.2014
Ишимский театр - "Чехов про...". Подробнее...
Дата события: 24.05.2014
"Ершовские дни" в Ишиме. Подробнее...
Дата события: 22.05.2014
"Первые цветы" - концерт "Хорошее настроение". Подробнее...
Дата события: 20.04.2014
"Радуйтесь, люди, Христос воскрес!". Концерт в ГДК. Подробнее...
Дата события: 16.03.2014
Мега-баттл в ККЗ. Подробнее...
Дата события: 09.03.2014
Выставка собак породы хаски. Подробнее...
Дата события: 08.03.2014
Концерт ансамбля А.Заволокина "Вечёрка". Подробнее...
Дата события: 08.03.2014
Праздничный концерт "Внимание, март!" Подробнее...
Дата события: 08.03.2014
Вечер отдыха "Сегодня праздник у девчат" Подробнее...
Дата события: 06.03.2014
Конкурс "Агент 008". Подробнее...
Дата события: 16.02.2014
Кукольный спектакль "Конёк-Горбунок". Подробнее...
Дата события: 14.02.2014
Выставка-продажа "Индийская ярмарка" в КЦ Ершова. Подробнее...
Дата события: 13.02.2014
Спектакль "Императрица". Подробнее...
Дата события: 09.02.2014
Конкурс "Семья ветерана". Подробнее...
Дата события: 01.02.2014
Концерт "Три тенора - Всё о любви". Подробнее...
Дата события: 01.02.2014
Вечер встречи выпускников Подробнее...
Дата события: 01.02.2014
Ишимский театр - спектакли в феврале. Подробнее...
Дата события: 31.01.2014
Торжественное мероприятие, посвящённое 70-летию снятия блокады Ленинграда. Подробнее...
Дата события: 25.01.2014
Ишимский театр в январе 2014 г. Подробнее...
 
Поиск по сайту:
 
 



Владимир Александрович Жиделев:
- сорок лет верен Ишимскому народному театру;
- за эти годы создал на сцене свыше пятидесяти образов;
- вместе с труппой гастролировал в Тюмени, районных центрах юга области и в городе Сысерть Свердловской области;
- награжден грамотами управления культуры облисполкома.


Городок наш небольшой. А посему и личности, блистающие на театральных подмостках, ох как заметны! Театр один. Но история его какова! Первый, кстати, был назван именем наркома просвещения Луначарского. В декабре грядет 90-летие со дня его зарождения. У Владимира Жиделева дата служения искусству менее скромная, но заслуживающая отдельного разговора.

С четой Жиделевых познакомилась, когда заинтересовалась историей театра. Дабы уловить дыхание прошлого, воочию представить дух семидесятых. Они замечательные собеседники. Всегда в курсе современных российских и мировых театральных постановок. Театром «заболели» давно. Всерьез и надолго. Тамара Николаевна (по специальности фармацевт) будучи студенткой, не пропускала с подругами ни одной постановки Омского драмтеатра. А на ишимских подмостках дебютировала в спектакле Леонида Жуховицкого «Летят гуси». Владимир Александрович из местной железнодорожной династии будет. С братьями (Эдуардом и Сергеем) продолжил трудовую эпопею отца Александра Михайловича, выбрав нелегкую профессию машиниста. На сцену привела мама, Валентина Николаевна, игравшая в драмкружке железнодорожного клуба. Некоторые постановки ставила сама, пробуя себя в режиссуре. Так с седьмого класса Володя поостыл к футболу и начал осваивать контрабас в клубном эстрадном оркестре народных инструментов «Русский сувенир». Училище, армия, театр. Режиссеры, роли, интересная насыщенная жизнь после тяжелых трудовых будней. Ведь если обычный человек изо дня в день свершает привычную чреду обязанностей, артисту предоставляется исключительное право – прожить вторую жизнь на сцене. Быть на виду. Удивлять, восхищать, сверкать. Чем ни алмаз? Не приложи мастер (режиссер) к нему свое умение, и труд зряшный выйдет...


Корифеями не рождаются

- Владимир Александрович, хочется озвучить цитату из местной прессы двадцатилетней давности. Где режиссер Семен Клебанов сказал о Вас: «В локомотивном депо работает машинистом электровоза Владимир Жиделев. В этом году на премьере спектакля «Счастливчик» мы будем отмечать 20-летний юбилей работы Володи на сцене. Он неутомим. Его темпераменту можно только позавидовать. Иногда приходится сдерживать его от излишней горячности на сцене... Может мгновенно «переключиться» на роль, по ходу работы вносить в создание образа новые, иногда совсем неожиданные краски. Не боится вступать в спор с режиссером, если считает, что тот не прав. Думающий, ищущий, страстно влюбленный в театр актер... Нет ролей, которые он не может сыграть. Жаль, что время для исполнения роли Ромео уже прошло, зато пришли зрелость и актерское мастерство». Дорожите этой оценкой? И что на 40-летие своей театральной деятельности готовите?

- Приятно, конечно. (Улыбается – Авт.) Сенечка больше запомнился как партнер по сцене. Общались, дружили. Всегда прислушивался к его мнению. Постановок с ним сделали немного. Начали готовить спектакль по трагикомедии Григория Горина «Забыть Герострата», но, к сожалению, не успели. Премьера состоялась только в минувший театральный сезон под руководством Данила Султанова. Что касается моей сценичной даты, бенефиса не будет. Нынешний год «провальный». (Смеется – Авт.) Женщины решили рожать. Это, конечно, тоже нужно. Сразу три ушли из труппы. Быть может, осилю моноспектакль по произведению Патрика Зюскинда «Контрабас». Его ставили Этуш, Райкин. Но это очень сложно...

- Как Вам удавалось совмещать поездной график работы с театральной деятельностью?

- Это вообще кошмар был! Я отшучивался как мог, объясняя нарядчику локомотивных бригад: «При чем здесь я? Народу это нужно!». В Тюмень, помню, выезжали на четыре дня с тремя постановками... В локомотивном депо много лет (до первого инфаркта, который случился в девяносто седьмом) был штатным Дедом Морозом. Все вечера, концерты проводил. Приходилось, что сделаешь?!

- А с чего начали постигать науку Мельпомены?

- Я только что пришел с армии. В конце июня демобилизовался, влился в оркестр, играл. У нас пела Валя Федоренко (сейчас Погодина). Она попросила меня зайти в «театральную комнату» к режиссеру Игорю Букину. Тот с ходу, ничего не объяснив, дал прочитать роль старшего матроса по сценарию Штока «Якорная площадь». Выслушал и утвердил на роль. Попытался было объяснить: «Извините, но я далек от театра». На что получил заверение, что все будет нормально.

- Постановка удалась?

- Надо сказать, в ней были заняты «корифеи» театра: Яков Мартемьянов, Сенечка Клебанов. К тому времени театр уже получил звание «народного» после спектакля по пьесе братьев Тур «Бой с тенью». Наша премьера прошла «на ура» и надолго вошла в репертуар. Когда играли, зал всегда был полон. И это, несмотря на то, что в ту пору в Ишиме было два театра. В городском Доме культуры – театр Стафеева, а в железнодорожном клубе Ильича – Букина... Когда женился, Тамару в театр втянул. Вместе играли... Был интересный случай. В тысяча девятьсот семидесятом году наш театр по сценарию Эльдара Рязанова и Павла Судакова поставил комедию в двух действиях «С легким паром». Премьера постановки совпала с гастролями в Ишиме Удмуртского драмтеатра. У них в репертуаре тоже был заявлен этот спектакль. Посмотрев нашу, свою вычеркнули из гастрольного репертуара...

- Здорово! В какую роль Вам там пришлось вживаться?

- Играл Михаила. Помните, ту самую, что в художественном фильме «Ирония судьбы или С легким паром» исполнял Георгий Бурков.


Любить искусство в себе

- Голова от успеха не кружилась?

- Игорь Букин всякий раз пресекал зазнайство, цитируя Станиславского: « Не любите себя в искусстве, а любите искусство в себе». Естественно, были такие, которые «звездились». Не скрою, и у меня был такой период...

- Еще бы! Вы были узнаваемы в городе. Помню, в фойе клуба Ильича красовалась портретная галерея актеров. Не уступавшая по качеству снимков столичным театрам...

Ваше актерское становление состоялось под руководством замечательного профессионала Игоря Букина, обожавшего русскую классику. Репертуар изобиловал постановками пьес Александра Николаевича Островского. Драматурга, актуального во все времена и бесконечно сценичного. Что из классического репертуара того времени дорого и памятно?


- Наш режиссер параллельно работал художником-оформителем механического завода. Брал на себя и художественное оформление спектаклей. На ишимской сцене поставил три пьесы Островского: «Воспитанница», «Невольницы», «Светит, да не греет». В последней драме я исполнил роль помещика Робачева. Островского играть очень сложно. К тому же, Игорь Георгиевич учился на высших режиссерских курсах в Москве. И эта постановка была зачетной. Пьесу готовили около года. Три месяца шел «застольный период». Детально разрабатывали саму пьесу и каждую роль. Букин работал с каждым над дикцией, артикуляцией. Преподавал сценическое искусство, актерское мастерство.

- Московские гости оценили ваши старания?

- Главное, мы режиссера не подвели. Все прошло отлично. Ишимские зрители Островского с интересом воспринимали... Игорь Букин – фронтовик. Предпочтение отдавал и постановкам на военную тематику. Помню массовый спектакль «Судьба разведчика», где было задействовано около пятидесяти человек. Там и оркестранты, и танцоры. Мне доводилось перевоплощаться в русского и немецкого офицеров.

- Актера называют «царем сцены». При восхождении «на трон» насколько, по-вашему, важно взаимопонимание с режиссером?

- Стараюсь с режиссером не вступать в спор. Он видит все действо, а я – только свою роль. Пытался спорить со своим учителем (Букиным – Авт.). Смотрю, опытные актеры это делают. И я решил рискнуть. Он отреагировал моментально: «Не нравится – пошел вон!» Что делать? Встал и пошел. Терпения хватило ненадолго. Вернулся. Режиссер выразительно спросил: «Ты понял, что неправ?» Но повинную голову, как говорится, и меч не сечет.

- С кем из режиссеров еще довелось работать?

- С Валентиной Егорочкиной. Она по образованию учитель. Постановки были более назидательной и воспитательной направленности. С Сенечкой Клебановым отлично понимали друг друга. С Мишей Волковец спектакль «Скамейка» показывали американским гостям из Гранд-Форкса. Постановку сняли на камеру. Остались очень довольны. Были страшно удивлены, что за это искусство мы не имеем заработной платы. Даже не верили нам. Миша Волковец замечаний мне не делал. Говорил, все делаю прекрасно. Вы правы, наверное, школу актерского мастерства Букина освоил успешно.

- Владимир Немирович-Данченко утверждал, что режиссер – существо трехмерное: педагог, «зеркало», отражающее индивидуальные качества актера, и организатор всего спектакля. Что Вы о нынешнем режиссере Ишимского народного театра скажите?

- У Данила Султанова год тоже юбилейный. Пятнадцать лет он руководит труппой. Прежде всего, он организатор представления и актер. Педагог? (Задумывается – Авт.) Мы беседовали с ним на эту тему. Он говорит: «Нет у меня воспитательной жилки. А что тебя воспитывать? Лучше ты позанимайся с молодыми актерами».

Мне импонирует возвращение режиссера к классическому репертуару. С удовольствием играю сразу две роли в постановке «Чехов про...». Сейчас работаем над «Женитьбой» Гоголя.

- Чем ваше сценическое прочтение классика-юбиляра будет отличаться?

- Пока не могу «подобрать ключ» к роли Анучкина, отставного пехотного офицера, небогатого дворянина. Думаю, это не просто комедия, а фарс. Советовался с опытнейшими литераторами города. Розой Ивановной Загнеевой, моей любимой учительницей. (Мы были ее первым выпуском.) Она со мной не согласилась. А вот с преподавателем общеобразовательного лицея имени Елены Григорьевны Лукьянец, моей одноклассницей Ларисой Черняевой мнения совпали. Если удастся воплотить задуманное, будет интересно. Приглашаю на декабрьскую премьеру!

- Благодарю. Непременно буду. Гоголь писал о театре: «Эта такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». О чем Вы хотите сказать, дабы быть услышанным?

- Ходите в театр! Думайте, анализируйте, сопоставляйте.

- Спасибо за беседу. Творческого долголетия Вам. А супруге и музе – здоровья и прежней объективной критической зоркости.

Наталья КУТЫРЁВА.
Фото автора.

(«Тюменская область сегодня», 19.11.2009).

Архив событий
Люди ишимской культуры
История ишимской культуры
Видеосюжеты о городе
Контактная информация
Сайты-друзья
Правила републикации
ФОТОГАЛЕРЕЯ - общий список
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг МАУК ОИГКЦ